Качество образования определяется соответствием результатов системы образования социальным задачам и характеристикам, предъявляемым к специалистам в обществе. Критерием подготовки выпускников высших учебных заведений принято считать профессиональную компетентность, формирование которой предполагает развитие у студентов необходимых как обществу вцелом, так и отдельному человеку знаний, умений и качеств личности, определяющих способность и готовность специалиста к профессиональной деятельности [2].
Качество образования определяется многими факторами – внешними и внутренними (требованиями государственного стандарта, содержанием учебных планов и программ, состоянием материально-технической базы образовательного учреждения, квалификацией профессорско-преподавательскогосостава и т.д.), которые существенным образом влияют на учебно-воспитательный процесс [1].
Заочное обучение, основным компонентом которого является самообразование, позволяет формировать такие качества специалиста, которые в полной мере отвечают современным требованиям. При такой форме обучения имеют значения следующие особенности студентов-заочников:
- осознанное отношение к процессу своего обучения;
- необходимость самостоятельного и осмысленного обучения, что обеспечивает мотивацию;
- практическая направленность в обучении, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
- наличие жизненного и определенного профессионального опыта – важного компонента обучения;
- влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Однако заочное обучение имеет и свои негативные стороны, затрудняющие подготовку специалистов. К ним можно отнести следующие: состав контингента обучающихся студентов, окончивших в разное время фармацевтические или медицинские колледжи; разница в возрасте (более старшим студентам сложнее усваивать материал, чем молодежи); большая нагрузка в период сессии; отсутствие у многих базового фармацевтического образования и производственного опыта; весьма ограниченное количество часов, отводимых учебным планом на аудиторную работу.
Фармацевтическая химия на заочном факультете изучается на 4, 5 и 6 курсах, однако еще на 3 курсе студентам читаются установочные лекции, которые играют важную роль в предварительной подготовке к самостоятельному изучению материала, включенного в учебные планы в соответствии с Учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) третьего поколения фармацевтическая химия относится к профессиональному циклу дисциплин, определяющих профиль специалиста-провизора.
Это достаточно сложная дисциплина, изучающая способы получения, свойства и способы оценки качества лекарственных средств, процессы, происходящие при их хранении и многое другое. Фармацевтическая химия – это прикладная наука, которая находится в постоянном развитии в соответствии с достижениями химии и медицины. На ее изучение и освоение согласно ФГОС отводится 936 часов, которые включают 684 часа базовой части, 108 часов – вариативной и 144 часа производственной практики в организациях, производственная и научная деятельность которых связана с оценкой качества лекарственных средств: аптеки, предприятия-изготовители лекарственных средств, научные учреждения соответствующего профиля.
Согласно квалификационной характеристике специальности 060301 «Фармация» провизоры должны управлять системой контроля качества лекарственных средств на стадиях разработки, изготовления, распределения, транспортировки, хранения и потребления для обеспечения соответствия показателей качества продукции требованиям действующих государственных стандартов на лекарственные средства [3].
Как следует организовать учебный процесс, вызвать интерес к обучению, учитывая особенность обучающихся и значительную трудоемкость дисциплины? С нашей точки зрения, основой успешного освоения фармацевтической химии могут служить следующие факторы:
- взаимоотношения «преподаватель – студент»;
- личность преподавателя;
- значимость дисциплины в структуре образовательного процесса и последующей практической деятельности обучаемого;
- организация самостоятельной работы студента;
- содержание оценочных средств;
- критерии производственной практики;
- значимость аудиторных занятий в период очной части каждого учебного года.
Качество подготовки специалиста во многом связано не только с совершенствованием учебных программ, разработкой новых учебных планов, но и с реальными изменениями в системе взаимоотношений всех участников учебного процесса. По нашему мнению, среди многочисленных факторов, влияющих на качество учебного процесса, основным следует считать межличностные отношения между преподавателем и студентом. Как правило, студент оценивает преподавателя по комплексу критериев.
Внешность, пол и возраст. Если это и играет какую-то роль при отношении к преподавателю, то явно не главную. Даже очень симпатичный лектор, будь он молодым человеком или девушкой, не сможет удержать внимание студентов в течение более одной лекции, если не сумеет заинтересовать своим предметом.
Общительность. Как следствие – умение найти общий язык с любым человеком, быть хорошим психологом. Если человек любит людей: семью, родственников, друзей и знакомых, для него не будет проблемой относиться к другим людям с доброжелательностью и пониманием.
Профессионализм. Разносторонние знания, начитанность, высокий творческий потенциал, умение быть на уровне современных тенденций развития общества, владение новыми информационными технологиями и умение их использовать в учебном процессе должны поражать и одновременно воодушевлять студентов на получение большего количества информации в целом и по определенной специальности в частности. Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, настоящий мастер преподавательского дела, который готов учиться вместе со студентами. Он допускает наличие у студента собственного мнения и толерантен даже к ошибочным высказываниям.
Форма подачи материала. Занимает решающее значение при понимании и запоминании. Каждый преподаватель должен быть прекрасным оратором. Однако дело не должно ограничиваться лишь «трансляцией» знаний. Важно использовать современные технологии обучения, способствующие более глубокому усвоению материала. Как показывает практика – это оптимальное соотношение между традиционными и инновационными формами учебного процесса.
Особенно важны хорошая дикция и громкий спокойный голос лектора. Чтобы атмосфера в аудитории во время занятий была более доверительной и непринужденной, нужна связь между студентом и преподавателем, чаще всего она достигается при небольших паузах во время лекции, когда студент отдыхает от постоянного письма, а лектор рассказывает что-нибудь интересное или забавное, таким образом, мы можем сделать вывод о чувстве юмора педагога.
Чему преподаватель хочет научить студента. Получаемые знания устаревают через несколько лет, поэтому важно научить студента мыслить, умению выделить в огромном потоке информации то необходимое и значимое, что будет способствовать оптимизации профессиональной деятельности. Так что, может быть, не всегда столь важно, что именно знает студент, а большее значение имеет приобретенная студентом система знаний и навык самостоятельно получать информацию и правильно ее трактовать.
Подводя итоги, можно сказать, что главными качествами преподавателя являются коммуникабельность, профессионализм, эрудиция, свободное владение словом, логика, дикция, чувство юмора и постоянная работа над собой. Преподаватель должен быть интересным человеком, тогда и его предмет станет интересной наукой, а не рутинной начинкой[4, 5].
Кто такой студент современного вуза? Лет 15–20 назад, выстраивая социально-психологический портрет «идеального» студента, на первое место ставили преимущественно такие качества, как прилежание, дисциплинированность и ответственность. В настоящее время преподаватели считают важнейшим качеством студента способность самостоятельно мыслить. Современный студент – это, как правило, человек «продвинутый», владеющий современными информационными технологиями, видящий свое место в последующей профессиональной деятельности, человек активной жизненной позиции.
Кафедра фармацевтической химии ведет учебный процесс на заочном факультете, а студент-заочник имеет существенные отличия и особенности по сравнению со студентами очной формы обучения. Здесь важен индивидуальный личностно-ориентированный подход к студенту. Следует учитывать возраст обучаемых, должностное положение, сферу деятельности, стаж работы, способность к восприятию нового материала и др. Немаловажным является и тот факт, что основная часть в освоении ими материала приходится на самостоятельную работу.
В период очной сессии на лекциях обсуждается наиболее сложный материал по всем значимым темам учебного плана. На лабораторных занятиях студенты выполняют необходимый минимум практических заданий, для того чтобы получить представление о фармацевтическом анализе, его особенностях, на коллоквиумах обсуждаются вопросы, касающиеся применения полученных знаний в последующей деятельности выпускников – провизоров. Материал, предлагаемый студентам для изучения, постоянно обновляется и актуализируется.
На кафедре фармацевтической химии ФДПО и ФЗО академии работают квалифицированные, опытные, имеющие большой стаж не только педагогической, но и научной работы преподаватели, что позволяет расширить рамки учебного процесса, вовлекая студентов в творческую работу, направленную на решение задач практической фармации. Это отражается в подготовке дипломных работ, часто выполняемых в комплексе с другими профильными кафедрами, что позволяет более разносторонне решить поставленную задачу.
Процесс обучения студентов на заочном факультете состоит их двух циклов: заочного, включающего самостоятельную работу и занимающего значительный период учебного года (около 8 месяцев), и очный, когда студенты на базе академии прослушивают цикл лекций, выполняют определенный перечень лабораторных занятий по утвержденному плану. Самостоятельная работа над материалом дисциплины предполагает обеспечение каждого студента учебниками и другой литературой, соответствующей изучаемой дисциплине. Однако недостаточное количество экземпляров учебников и специальной литературы в библиотечном фонде академии, периодическое обновление перечня изучаемых групп лекарственных средств требует от преподавательского состава постоянной работы по созданию и последующему совершенствованию учебных пособий и методических материалов. Для оказания всесторонней помощи студентам в период заочной части обучения кафедрой подготовлено большое количество разнообразного методического материала (курс лекций, учебные пособия, справочные материалы и др.), оказываются индивидуальные консультации по вопросам, возникающим при выполнении контрольных работ. Преподавателями создано более двадцати наименований подобных изданий, включающих изложение теоретического материала, в которых рассматриваются отдельные положения фармакопейного анализа и внутриаптечного контроля, задачи различных типов на примере конкретных практических ситуаций, методические указания по производственной практике и т.д. Подобные материалы, изданные в типографии академии, позволяют обеспечить каждого студента комплектом всей необходимой учебной, методической и справочной литературы. Высокий уровень выпускаемых кафедрой изданий подтверждается тем, что 7 из них рекомендованы Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для использования в учебном процессе фармацевтических вузов России, некоторые из них удостоены дипломов и наград на книжных выставках, в т.ч. за рубежом. Для организации самостоятельной работы студентов 4 и 5 курсов в период очных циклов обучения подготовлены «Рабочие тетради», в которых представлены планы лекций и лабораторных занятий, изложены методики практических работ, вопросы для подготовки к занятиям, итоговым коллоквиумам, на которых каждый студент в результате устного собеседования с преподавателем имеет возможность оценить уровень и качество освоения определенного раздела программы; здесь же приведены типовые вопросы и ситуационные задачи для подготовки к экзамену, который проходит в устной форме. Именно эта форма экзамена позволяет студенту показать умение грамотно излагать суть физических и химических процессов, протекающих при получении и последующей оценке качества лекарственных средств. Для проведения коллоквиумов, зачетов и экзаменов на кафедре разработан банк разнообразных оценочных средств.
Существенное значение в плане формирования специалиста высокого уровня имеет сочетание вузовского обучения и производственной практики, в процессе которой студент видит уровень своей готовности к решению тех или иных профессиональных задач. Каждый студент перед прохождением практики получает «Методические указания по производственной практике “Контроль качества лекарственных средств”», в которых изложены цель и задачи практики, перечень конкретных выполняемых работ в зависимости от базы практики, примеры описания различных типов выполняемых работ, оформление отчетной документации. Производственная практика дает возможность закрепить умения и навыки, полученные в процессе обучения, освоить новые, не предусмотренные учебным планом.
Согласно ФГОС третьего поколения, студентам старших курсов по каждой специальной дисциплине предусмотрено выполнение курсовых работ, в т.ч. и по фармацевтической химии. В курсовой работе студентам на основе индивидуально полученной темы требуется показать знание теоретического материала применительно к решению разнообразных практических задач, возникающих при оценке качества лекарственных средств.
Безусловно, при подготовке специалиста в области оценки качества лекарственных средств решающим фактором является интеграция обучения как с основополагающими химическими и медико-биологическими дисциплинами, так и специальными, каковыми является фармакогнозия, токсикологическая химия, фармацевтическая и промышленная технология, организация и экономика фармации. В значительной степени вопросы интеграции необходимы в заключительный период обучения на 6 курсе, когда усилия преподавательского состава и студентов направлены на обобщение всех знаний и умений, формирующих профиль специалиста. На этом этапе кафедра совместно с другими специальными кафедрами формирует банк тестовых заданий к экзаменам по практическим навыкам и междисциплинарному собеседованию. Типовые задания на основе подготовленных материалов приведены в «Учебно-методическом пособии для подготовки студентов VI курса ФЗО к итоговой государственной аттестации по специальности «Фармация» (Фармацевтическая химия)», примеры которых являются образцами формирования ответов на междисциплинарном собеседовании в период Итоговой государственной аттестации.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учебный процесс – система многогранная и в ней следует учитывать различные факторы, в той или иной степени влияющие на качество подготовки специалиста.
Библиографическая ссылка
Чекрышкина Л.А., Березина Е.С., Слепова Н.В., Дозморова Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24324 (дата обращения: 05.06.2024).